Комплектация интерьера

Эволюция русской архитектуры: от деревянных домов до небоскребов

Собор Воскресения Христова (Спас на Крови)
Ровно так же, как «Москва не сразу строилась», так и история русской архитектуры зарождалась очень долго. Она хранит множество историй прошлого, отражая идеи многих культур, но при этом сохраняет свою уникальность.
В этой статье вы перенесетесь в прошлое и узнаете особенности ключевых этапов развития русской архитектуры: навестите избушку на курьих ножках, станцуете на балу в Зимнем дворце, удивитесь советскому футуризму, а потом вернетесь к привычной картинке современности

Деревянные дома

Классическая русская изба
Классическая русская изба
«Русская изба» — словосочетание, которое сразу дарит теплые ассоциации греющей печи, природы и замысловатых орнаментов.
Долгое время дома строили только из дерева, что гармонично вписывалось в окружающий лесной ландшафт. При постройке применялся оригинальный вид фундамента: выкапывали яму, в которую углубляли сруб, потом, для сохранения тепла и сухости, засыпали завалинки. Чтобы предохранить сруб от загнивания, его ставили на обрезки толстых бревен. Отсюда известное нам выражение: «избушка на курьих ножках».
Инструментов почти не было, поэтому строители орудовали топорами и создавали очень крепкие конструкции без единого гвоздя. Они выдерживали суровые российские зимы и часто строились с крутыми крышами, чтобы предотвратить скопление снега.
Архитектура избы олицетворяет самобытность, уникальность и верность многовековым традициям. Дома в виде прямоугольных бревенчатых построек с треугольными крышами, украшенные художественными резными узорами: русалками, гривастыми львами-собаками, диковинными птицами, особыми символами (ромбы, завитки, круги). Особенно тщательно разрисовывали окна — «глаза» избы и крыльцо. Люди верили, что это защищает от нечистой силы и беды.

Византийская архитектура

Византийский собор в Новгороде
Византийский собор в Новгороде
Следующему этапу в развитии архитектуры способствовал приход Христианства из Византийской Империи. Тогда начали строить храмы из камня.
Одно из первых таких сооружений — Софийский собор в Великом Новгороде, украшенный фресками и мозаиками в Византийском стиле. Также шедевры эпохи: храм Покрова на Нерли, Шоанинский храм и три Зеленчукских храма.
Затем Русь подверглась нападению Татарско-Монгольского Ига и многие постройки из дерева исчезли, а строить каменные здания, даже крупные города, не могли почти 50 лет. Нетронутыми остались Новгород и Псков, которые передали свои архитектурные традиции Москве.
Именно здесь начинается новая волна русской архитектуры. Постройки стали более прочными и пожароустойчивыми, появились величественные здания, впечатляющие соборы, в оформлении которых использовались мотивы Итальянского Ренессанса. Примерами подобной красоты являются Благовещенский, Архангельский и Успенский соборы.

Архитектура в стиле барокко и неоклассицизм

Екатерининский дворец в Санкт-Петербурге
Екатерининский дворец в Санкт-Петербурге
В 17 веке архитектурные традиции древнерусского зодчества переплелись с европейскими. Появились ярусы, ажурные кресты, фигурные окна, небывалые украшения, дающие ощущение легкости, пусть и с оттенком вычурности.
Началось все с основания Санкт-Петербурга, где Петр I хотел продемонстрировать всей Европе масштаб и пафос городских построек.
Так появилось новое архитектурное направление — Петровское барокко, которое заимствовало черты шведской и немецкой архитектуры, отличавшиеся относительной скромностью в украшениях и объемными, плоскими фасадами. Пример подобного творения — Петропавловский собор, считавшийся самым высоким зданием Петербурга вплоть до 2012 года.
Проектов было очень много, и иностранные архитекторы ринулись в Россию зарабатывать на строительстве нового города.
После смерти Петра, архитектурный стиль преобразовался в Елизаветинское барокко, который характеризовал отказ от строгих фасадов и западноевропейских форм. Елизавете были ближе величественные дворцы, золотая отделка, яркие детали и огромные скульптуры.
Любимчиком при дворе был архитектор Бартоломео Растрелли, который умело использовал колонны на фасадах, украшал окна и проемы богатыми декорами. Внутреннее помещение он насыщал окнами и зеркалами, которые придавали помещению больший масштаб.
Самое характерное и знаменитое здание Елизаветинского барокко — Зимний дворец Растрелли. Его скорее можно назвать городом в городе, имеющим 1945 окон, 1057 комнат и 1987 дверей. А также театры, церкви, конюшни, танцевальные классы, цирюльни и аптеки.
«Облегчила» архитектурный шик Екатерина II, положив начало неоклассицизму — эталону строгости, логической ясности и добротной монументальности с ноткой античности.
Девизом выступило: «Спокойное величие и благородная простота».
Сменить барокко на классицизм было, как минимум, выгодно. Так как казне было затратно строить новые здания в прежнем стиле, а их количество быстро множилось.
Архитектор, который помог продвинуть классицизм — Иван Старов. Его почерк — строгие вертикальные и горизонтальные линии, симметричность и много колонн. Он построил Таврический дворец, Кунсткамеру, а также воздвиг целый город Екатеринослав (современный Днепропетровск).
Еще известное имя — Матвей Казаков. Он сформировал парадный облик старой Москвы, перестроив практически весь центр и был первым, кто стал смешивать стили в своих проектах.

Эпоха советского модернизма

Главное здание МГУ, одна из 7 сталинских высоток
Главное здание МГУ, одна из 7 сталинских высоток
В ХХ веке революция поставила точку на классическом архитектурном наследии и начала развивать формализм, авангардизм и конструктивизм. Акцент был на строгость, функциональность и простоту.
Интересный факт, что дома буквально двигали, чтобы выполнить генеральный план реконструкции, а главное — расширить улицы.
После Отечественной войны Иосиф Сталин снова потребовал монументальности.
Для сооружений того периода характерны барельефы с изображением трудящихся, мрамор, бронза, лепнина, обильный декор. Тогда построили ряд неоготических небоскребов «Семь сестер», среди которых МГУ и здание МИД.
Архитектуру Советского времени называют фантастической, потому что продвигались очень смелые, футуристические архитектурные решения: дома-кольца Евгения Стамо, центральное НИИ робототехники по проекту Савина и Артюшина.
После смерти Сталина, несмотря на роскошную архитектуру, большая часть населения ютилась в бараках и коммуналках с ужасными условиями. Решить жилищный вопрос в рекордные сроки помогли сталинки, хрущевки и брежневки. Начались массовые типовые застройки, отличительной чертой которых были простота, строгость форм и экономичность решений.

Современная архитектура

Лахта-центр в Санкт-Петербурге
Лахта-центр в Санкт-Петербурге
XXI век характеризуется прорывом в развитии строительных технологий. Архитекторы проектируют здания, которые совмещают функциональность и невероятные формы.
Современным людям важно жить не только в красивом, но и удобном здании, поэтому архитекторы уделяют большое внимание подобным задачам.
Появились новые тренды: гармоничное сочетание зданий с окружающим ландшафтом, энергосберегательность и экологичность.
Для построек характерны:
  • чистая геометрия линий;
  • конструктивность;
  • лаконичность;
  • стремление вверх (высотное строительство).
Также сейчас много внимания уделяется не только функциональной роли города, но и развлекательной. Большое количество интересных проектов кафе, парков, баров, центров. Чего только не строится для того, чтобы людям было интересно жить в городах.
Примеры выдающихся проектов за последнее время: парк «Зарядье», Новая Голландия, «Москва-Сити», «Лахта-Центр», парк Галицкого, «Ельцин-Центр», стадион «Фишт», Русский мост и многие другие.

Заключение

Как вы уже заметили, архитектура России имеет очень богатую и разнообразную историю: от самобытных деревянных домов до высотных небоскребов. Каждая эпоха наложила свой отпечаток, создав разнообразный и завораживающий ландшафт зданий и сооружений.
И архитектурные настроения не стоят на месте, а развиваются в очень быстром темпе. Осталось только наблюдать, какими очередными инновациями и проектами удивит нас Россия в ближайшие годы.